Университет в цифрах

В университете 9 факультетов, 7 образовательных институтов, 8 научных институтов, 80 кафедр.

Поиск по сайту

На правах рекламы

Для заказа рекламы на сайте, можете написать письмо на эл адрес: reklama@dnu-edu.ru


Кафедра двигателестроения: 60 лет научного поиска

Рубрика: Новости, опубликовано:

На знаменитой кафедре физико-технического факультета ДНУ им. О.Гончара готовят специалистов по проектированию, производству и испытаний ракетных двигателей. Уровень научных и технических разработок специалистов этой кафедры сегодня признан на мировом рынке космических технологий.
О специфике и настоящее кафедры двигателестроения ДНУ им. О.Гончара наш разговор с ее заведующим, кандидатом технических наук, доцентом Юрием Алексеевичем Митиковим.
— Юрий Алексеевич, несколько недель назад выпускник кафедры двигателестроения Леонид Кучма сделал студентам ценный подарок к 60-летию кафедры. Что было представлено?
— Леонид Данилович Кучма всегда с благодарностью вспоминает Альма матер, поддерживает своих сокурсников и сегодняшних студентов. Так, к юбилею он, как всегда первый среди выпускников, подарил кафедре мультимедийную систему VIP-класса, современные компьютеры с большими мониторами, которые очень нужны при работе с техническим чертежам. Поэтому теперь у наших студентов есть возможность защищать дипломные проекты в виде презентаций.
— Расскажите, пожалуйста, с чего начиналась история кафедры?
— Кафедра двигателестроения Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара, безусловно, имеет свою яркую и богатую достижениями историю. Основана она была в 1952 году, став одним из трех секретных направлений подготовки специалистов для ракетно-космической отрасли, с которых начинался днепропетровский физтех.
С самого начала при организации кафедры особое внимание уделялось базовом образовании студентов. Базовые дисциплины преподавались в очень больших объемах — это обусловило традиционно высокий инженерный уровень подготовки наших специалистов. С другой стороны, специальных дисциплин в современном понимании еще и не было. Выпускникам было нужно не бояться работать в области современной техники за пределами научных знаний. Поэтому, в первые десять лет работы кафедры много внимания уделялось созданию лабораторной базы. Так, уже через несколько лет после основания кафедры началось создание комплекса физико-технических лабораторий (КФТЛ), который был оборудован стендами и оборудованием для экспериментальных исследований ракетных двигателей и теплосиловых процессов.
С появлением лабораторного комплекса наша кафедра получила мощный положительный импульс для развития. Ее сотрудники начали выполнять большой объем специальных закрытых госбюджетных заказов. И, как закономерность, появились важные научные результаты, статьи, изобретения, монографии. Таким образом, молодой коллектив кафедры смог достаточно быстро заявить о себе, создав целые научные школы и новые направления развития ракетных двигателей.
В 90-е гг кафедра пришла к необходимости создания новых специальностей, и к традиционному специальности «Ракетные двигатели» добавились специальности «электроракетные двигатели», «Энергетические установки», «Нетрадиционные источники энергии», а затем и «Импульсные тепловые машины».
Сейчас мы осуществляем подготовку по всем этим направлениям, кроме специальности «Импульсные тепловые машины».
— Юрий Алексеевич, чем, по Вашему мнению, уникальная кафедра?
— Прежде всего, надо сказать, что здесь работали и работают действительно специалисты. Приятно смотреть на то, как собираясь на юбилейных встречах, выпускники благодарят своих преподавателей! Далее, деятельность кафедры двигателестроения Днепропетровского национального университета имени О. Гончара на сегодня отвечает всем потребностям ракетно-космической отрасли, которая активно развивается как у нас в Украине, так и во всем мире. В наших рядах работают такие специалисты, как: член-корреспондент НАНУ проф. О.В. Пилипенко, проф. Л.В. Пронь, проф. В.О Габринець, проф. О.В. Сечевых и другие. Поэтому нам искренне благодарен и руководство базового предприятия ГКБ «Южное» во главе с генеральным конструктором О.В. Дегтяревым, кстати, тоже двигателестроителей по специальности. К юбилею кафедры руководители этого предприятия наградили наших ветеранов отличия за большой вклад в дело подготовки специалистов.
Сейчас на кафедре действуют четыре мощные научные школы (системы наддува топливных баков, электроракетные двигатели, динамика жидкостных ракетных двигателей, теплосиловые установки и тепло-массообменные процессы с фазовыми переходами). Приведу одну цифру — только по тематике систем наддува преподавателями и выпускниками кафедры получено более 350 патентов и свидетельств на изобретения!
Ведется ряд актуальных научных исследований, в том числе и с зарубежными учреждениями. Это исследование поведения жидкого кислорода (ракетного окислителя) в условиях невесомости, получения биогаза на более высоком уровне, разработка и производство теплогенерирующих установок для промышленного использования, разработка стационарных плазменных двигателей, работающих на инертных газах, исследования теплообмена и гидродинамики в двигателях летательных аппаратов, исследования процессов в парогенераторах, использование плазменных установок и плазмотронов т.д..
Характерной особенностью деятельности нашей кафедры на протяжении всего периода ее существования была плодотворное сотрудничество со специалистами Конструкторского бюро «Южное» и «Южного машиностроительного завода». Долгое время обязанности первого заведующего нашей кафедрой исполнял главный инженер будущего ПМЗ, заместитель известного ракетного конструктора в мире М.К. Янгеля, проф. М.С. Шнякин, легенда мирового двигателестроения. Большую часть учебного процесса в первые годы обеспечивали сотрудники именно этих предприятий. В ГКБ «Южное» сейчас функционирует филиал кафедры, которая является настоящей гордостью кафедры. Сейчас ее возглавляет известный специалист доцент В.И. Коноху.
Большим плюсом кафедры двигателестроения является широкий спектр специализации наших преподавателей, у нас есть специалисты по всем типов ракетных двигателей: жидкостных, твердотопливных, электроракетных, пастообразных, гибридных, детонационных и др.. Кроме днепропетровской, есть и представители других научных школ (МАИ, КАИ).
— Юрий Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о прошлых и современные успехи и достижения вашей кафедры.
— Отмечу, что целенаправленная и кропотливая работа специалистов кафедры двигателестроения дает плодотворные результаты в течение всех 60 лет ее существования. Мы подготовили более 4,5 тысячи настоящих специалистов! Преподавателями и аспирантами кафедры защищено более 80 кандидатских диссертаций, 23 докторских, 18 выпускникам присвоено звание Героя Украины и Героя Социалистического труда, 35 удостоены высших премий государства. Вот один свежий пример из настоящего: среди номинантов на Государственную премию Украины в области науки и техники за 2012 (за рекордный двигатель IV степени ракетоносителя Евросоюза «Вега») — 8 выпускников кафедры двигателестроения ДНУ! Этот высокоинтеллектуальный прорыв совершен именно с помощью и наших специалистов.
Действительно, за шесть десятилетий кафедра стала источником формирования целого созвездия выдающихся государственных деятелей, руководителей бизнеса, экономики, науки и культуры Украины, своеобразным индикатором ее современной инженерной мысли. Так, среди самых ярких выпускников кафедры: Л.Д. Кучма — Президент Украины, Ю.С. Алексеев — генеральный директор Национального космического агентства, Генеральный конструктор НПО «Энергия» академик Ю.П. Семенов, Генеральный конструктор ГП КБ «Салют» А.К. Недайвода, академик НАН Украины В.В. Пилипенко, заместитель генерального конструктора ГКБ «Южное» В.М. Шнякин и многие другие.
Наш коллектив по праву гордится своими выпускниками. Они с честью работали и работают и играют ведущие роли в конструкторских, проектных, научных, учебных, производственных, военных подразделениях Днепропетровска, Павлограда, Запорожья, Киева, Москвы, Воронежа, Омска, Красноярска, Оренбурга, Нижняя Салда, Байконура и других.
По результатам научных наработок наших сотрудников и выпускников, то их смело можно назвать золотым фондом мирового ракетостроения. Благодаря самоотверженному труду и большому научному потенциалу наших ученых Украины сегодня занимает лидирующие позиции в современной и сложной отрасли машиностроения — моторный-ракетной. Например, двигателестроительный подразделение ГКБ «Южное», который более чем на 75% процентов состоит из выпускников Физтеха ДНУ, сегодня обеспечивает двигателями современные ракеты-носители Украине, Италии, Южной Кореи, Индии, Китая. В разработке находится и ряд контрактов с другими странами, в том числе и с США. В разные страны мира экспортируются также другие разнообразные современные устройства, сделанные в лабораториях нашей кафедры.
— Какой сегодня специфика организации учебного процесса на кафедре и где сегодня работают ваши выпускники?
— О двигателестроителей. В настоящее время на кафедре ведется подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» по направлению «Двигатели и энергетические установки летательных аппаратов». После получения диплома бакалавра студенты могут продолжить обучение по образовательно-квалификационному уровню «специалист» или «магистр» по специальности «Ракетные двигатели и энергетические установки».
Наряду с изучением традиционных общеобразовательных инженерных дисциплин («Высшая математика», «Физика», «Химия», «Информатика», «Теоретическая механика», «Электротехника», «Термодинамика и теплопередача», «Газовая динамика», «Физика плазмы», «Гидравлика»), наши студенты глубоко изучают современное программирование (САПР, «Технология программирования». «САПР двигателей» и др.)..
Далее идут соответствующие профессионально ориентированные дисциплины. Основными являются: «Основы теории ракетных двигателей», «Конструкция ракетных двигателей», «Топлива ракетных двигателей», «Системы поставку двигателей», «Испытание двигателей», «Системы питания ракетных двигателей», «Динамика ракетных двигателей», «Надежность ракетных двигателей »,« Системы автоматического проектирования »,« Основы теории космических энергетических установок »,« Конструкции космических энергетических установок »,« Электрические и пневмогидравлические схемы электрических ракетных двигателей »,« Методы диагностики плазмы »и др..
Для организации и проведения учебного процесса на кафедре создано восемь учебных лабораторий: «Лаборатория конструкций двигателей», «Лаборатория теплопередаче», «Лаборатория измерений», «Лаборатория атмосферных двигателей», «Учебная лаборатория лопастных машин», «Лаборатория электроракетных двигателей» и два компьютера «компьютерных класса.
Пристальное внимание у нас уделяется также научно-исследовательской и изобретательской работе студентов. Преподаватели и научные сотрудники кафедры привлекают студентов старших курсов для выполнения научных исследований, что находит отражение в бакалаврских и магистерских работах и дипломных проектах высокого уровня. Практически каждый магистр имеет статьи в научном издании, выступления на всеукраинских или международных конференциях. Ежегодно несколько наших студентов защищают дипломные работы на английском языке, получая удостоверение государственного образца. Есть кафедра создает все необходимые условия для всестороннего развития личности современного студента.
Также среди важных составляющих подготовки специалистов на нашей кафедре — сотрудничество в решении образовательных и научно-практических задач с базовыми предприятиями и учреждениями ракетно-космической отрасли. Традиционно частью учебного процесса является прохождение производственной и преддипломной практики с последующим гарантированным распределением лучших студентов в базовых предприятий — ГКБ «Южное», ГП ПО ЮМЗ, Института технической механики НАНУ. Особо отмечу, что выпускники с высоким средним баллом (выше ~ 4,2) на базовых предприятиях сразу получают хорошую зарплату — выше, чем средняя в Украине!
Для молодых специалистов также немаловажно, что у кафедры есть стабильные места в аспирантуре ДНУ. Таким образом, кафедра двигателестроения ДНУ дает выпускникам гарантировано, достаточно широкий выбор первого места трудоустройства по специальности в самых передовых по уровню разработок предприятиях.
Напоследок я желаю всем ветеранам кафедры — академику В.В. Пилипенко, профессорам Л.В. Пронь, В.И. Кукушкину, М.Д. Коваленко, В.А. Задонцев, Г.А. Стрельникова, доцентам Ю.А. Созина, Е.М. Тарана, Ю.В. Дронову, В.Ф. Приданцев — всего наилучшего и выражаю им искреннюю благодарность за талантливую работу.
Подготовлено к печати Информационно-аналитическим агентством
ДНУ имени О. Гончара